Сюри-тэ (首里手) — боевое искусство королевства Рюкю

Сюри-тэ (首里手) — одно из трех направлений боевого искусства Тодэ — предка современного каратэ. Оно не имеет ничего общего со спортом и изначально предназначено для защиты жизни и укрепления здоровья. В Сюри, столице королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых искусств из числа местных дворян, служивших в королевском дворце, в том числе в королевской охране. В их среде и зародилось течение Сюри-тэ. Главную роль в его оформлении сыграли Сакугава Канга и его ученик Мацумура Сокон.
Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу выдающегося мастера искусства боя палкой — бодзюцу.
Мацумуру устная традиция называет учеником Сакугавы. Он был выдающимся мастером боевых искусств, учился и на Окинаве, и в Китае, и в Японии, и не только освоил китайско-окинавское кулачное искусство, но и получил мастерский сертификат в японской школе искусства меча Дзигэн-рю, благодаря чему позднее привнес принципы японского фехтования на мечах (в частности, принцип «иккэн хиссацу» — «одним ударом наповал») в каратэ. Мацумура оказал большое влияние на боевое искусство района Сюри, имел массу учеников, и его боевое мастерство оценивается чрезвычайно высоко.
Учеником Мацумуры был и Итосу Анко (1831-1915), которого называют «отцом современного каратэ. Итосу приложил большие усилия для популяризации каратэ и, когда в 1905 году каратэ было введено в качестве обязательного предмета в программу Педагогического училища и Средней школы № 1 на Окинаве, лично стал преподавателем по этому предмету. В этот период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и другие и разработал серию ката Пинъан). Удалив из них опасные боевые технические приемы и превратив их в гимнастические комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для начинающих, в первую очередь — для школьников.


У Итосу было чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969), основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин. 

О черном поясе и данах.

На Окинаве до 1920-1930-х годов не было ранговых систем в каратэ. Ношение черного пояса просто дифференцировало учителей от учеников. 
Глава самого первого додзе каратэ в Японии Гитин Фунакоси (Сётокан), установил дановую систему из 5 ступеней:
«Сёдан» (1 дан)означает, что человек освоил основной «набор техник» и перемещений.
«Нидан» (2 дан) означает, что человек освоил стратегии, принципы и методы, способствующие эффективному применению техник. 
«Сандан» (3 дан) означает, что человек научился эффективно применять техники с максимумом эргономичности. 
«Ёдан» (4 дан) означает, что человек, объединив свои навыки ума и тела, научился своевременно реагировать на атаки. 
«Годан» (5 дан) означает, что человек, объединив свои навыки ума и тела, научился упреждать атаки.

Стиль и техника каратэ, практикуемого в нашем додзё
Дайайкан (大愛館)  , сформировались по влиянием учеников мастера Ясуцунэ (Анко) Итосу: Тёсин Тибана, Тёмо Ханасиро, Симпан Сирома, Кенва Мабуни, Гитин Фунакоси, Мияги Хисатеру. (В большей степени — Симпан Сирома).

Стиль — Сёрин рю 小林流.

Направление — Сюри тэ 首里手.

Додзё — Дайайкан 大愛館 

Школа — Сито рю Симпана Сиромы (城間 真繁 糸東流 Shinpan Shiroma Shito ryu).

Организация — Shinpan Shiroma Shito ryu Preservation Society и Daiaikan kento karate kai.

Квалификационные нормативы.

1. 8 кю (белый пояс).
Знание этикета и истории школы. Примерное поведение. Базовые движения атаки, защиты и маневрирования. Стабильная динамика развития в течение не менее трёх месяцев.

2. 7 кю (желтый пояс).
Ката Найханти. 

3. 6 кю (оранжевый пояс).
Ката Пинан сёдан.

4. 5 кю (зелёный пояс).
Ката Пинан нидан.

5. 4 кю (фиолетовый пояс).
Ката Пинан сандан.

6. 3 кю (коричневый пояс). 
Ката Дзион.

7. 2 кю (коричневый пояс). 
Ката Тинто.

8. 1 кю (коричневый пояс). 
Ката Усэйси.


Помимо каратэ мы практикуем бо-дзюцу (раздел кобудо с шестом) школ Матаёси и Яманни. В бо-дзюцу, в отличие от каратэ, используется оружие, поэтому необходимо, чтобы тело и бо двигались параллельно лруг другу, иначе в обороне появятся слабые места. Что касается положения нижней части тела, то в каратэ довольно часто используется «кошачья» стойка (нэко аси), в то время, как в бо-дзюцу эта стойка не используется. В каратэ за основу берется расстояние от пятки до колена, а в бо-дзюцу шаг специально делается пошире, причем передняя нога образует с полом прямой угол, корпус обращен в сторону, только лицо направлено в направлении впереди стоящей ноги. Занятия с бо исключительно полезны для изучающих каратэ, т.к. позволяют почувствовать правильное положение спины и передачу силы, а также синхронизируют работу рук.